Депутатский законопроект, касающийся особого порядка проведения Государственной итоговой аттестации (ГИА) в девятых классах в некоторых российских регионах, получил одобрение от Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. В Рособрнадзоре подчеркнули, что необходимость модернизации этой процедуры и учета результатов экзаменов при поступлении в десятые классы и учебные заведения среднего профессионального образования (СПО) давно назрела.
Законопроект, предложенный группой депутатов в Госдуму, устанавливает особый порядок проведения ГИА в девятых классах с 2025 года, а также определяет правила приема на обучение по образовательным программам среднего общего и среднего профессионального образования. Для реализации данной инициативы авторы предлагают провести эксперимент в формате пилотного проекта в пяти субъектах Российской Федерации: городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, Ростовской и Тюменской областях, а также Северной Осетии — Алании.
«В соответствии с нормой законопроекта для получения документа об основном общем образовании (аттестата) необходимо успешно пройти ГИА-9 только по двум обязательным учебным предметам — «Русский язык» и «Математика», а не по четырем, как это предусмотрено действующим порядком проведения Государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования», — пишут разработчики документа.
Напомним, что в настоящее время выпускники девятых классов сдают русский язык и математику, а также две дисциплины на выбор. Для успешного прохождения аттестации необходимо получить оценку не ниже «удовлетворительно» по всем четырем экзаменам.
В случае неудачи у учеников есть возможность пересдать предметы в дополнительные сроки. Если же они не воспользуются этой возможностью или снова получат низкие результаты, вместо аттестата им выдается справка о завершении обучения. Второй шанс сдать экзамены и получить аттестат предоставляется только через год.
Два предмета, но с условием
Изменения могут затронуть и правила приема в колледжи и техникумы, финансируемые из региональных и местных бюджетов. Установление порядка, а также особенности учета результатов ГИА-9 и вступительных испытаний (если они предусмотрены) будут определяться органами власти субъектов, ответственных за государственное управление в сфере образования.
«Особого внимания требуют те обучающиеся, которые, окончив девять классов, стремятся продолжить обучение в системе СПО (среднего профессионального образования. — Прим. ред.), — говорится в пояснительной записке. — Учитывая специфическую направленность среднего профессионального образования, важное значение имеют учебные предметы, которые соответствуют востребованным в регионе специальностям и которые станут предметом изучения при получении профессионального образования».
Приоритетным критерием для поступления в учебные заведения среднего профессионального образования должны стать только те предметы, которые являются обязательными для сдачи ГИА-9 и имеют минимально достаточные баллы как для успешной аттестации, так и для приема в учреждения СПО. Эти изменения получили положительный отклик в профильном ведомстве.
В последние годы поднимался вопрос о необходимости модернизации процесса проведения ГИА-9 и учета результатов экзаменов при поступлении в десятые классы и СПО. Ведомство поддерживает идею реализации пилотного проекта в тех регионах России, которые выразили желание участвовать. Законопроект предполагает значительную степень самостоятельности для регионов, поскольку ситуация в каждом субъекте может различаться, включая потребности на рынке труда.
При этом важно отметить, что требования для зачисления в десятый класс и приема в СПО будут отличаться. Два обязательных предмета касаются только тех, кто не планирует продолжать обучение в десятом классе. Таким образом, будущим выпускникам стоит заранее продумать свою образовательную траекторию.
Рядом с домом
Еще один важный аспект, который парламентарии намерены изменить, заключается в том, чтобы количество бюджетных мест в техникумах и колледжах рассчитывалось отдельно для учащихся, поступающих из родного региона, и для тех, кто приезжает из других регионов.
«Действующая система «конкурса аттестатов» при поступлении в колледжи и высокая мобильность обучающихся, готовых к переезду для получения образования, снижают возможности на получение образования по месту своего проживания абитуриентов, которые не желают покидать родной регион», — объясняют авторы законопроекта.
В результате в некоторых регионах наблюдается снижение числа учащихся в системе среднего профессионального образования, что приводит к искусственному увеличению конкуренции за бюджетные места в других регионах. В первом случае предприятия не получают необходимых специалистов, а во втором абитуриенты сталкиваются с высоким уровнем конкуренции.
Эти выводы подтверждаются данными Рособрнадзора: ежегодно около 100 тысяч детей не продолжают обучение после ГИА-9. Одной из причин этого является отсутствие свободных бюджетных мест, что затрудняет возможность учиться рядом с домом или переехать в другую местность.
По материалам «Парламентской газеты»