Еда являлась важной составляющей семейно-родовых и календарных обрядов и в народной культуре регламентировалась социальными нормами и правилами.
Основной пищей славян с древних времен были хлеб (хлеб, блинчики, каши) и овощи. По народным представлениям, хлеб всегда был символом счастья и благополучия в семье и поэтому всегда вызывал большое уважение. Его могли употреблять без всего, с солью. Ни один обед не обходился без кусочка хлеба.
Перед едой обязательно молились и мыли руки. Это делалось как в плане личной гигиены, так и в плане ритуального очищения рук, которые будут прикасаться к «дарам Божьим». Если в поле воды не было, руки вытирали о землю. Считалось, что земля также обладает очистительной функцией, как и вода.
Первым за стол, который обязательно застилали скатертью, всегда садился хозяин, и только после него — остальные члены семьи с учетом возрастных характеристик. Он первым пробовал пищу, справедливо делил ее между всеми членами семьи и внимательно следил за тем, чтобы за столом был порядок. До окончания трапезы из-за стола можно было выходить только с разрешения хозяина.
Существовало строгое правило: есть один ломоть хлеба могли только супруги. Считалось, что если женщина доедает за мужчиной, то он будет за ней «бегать», и наоборот. На свадьбе молодым ставили одну тарелку на двоих и клали одну ложку. Такое совместное употребление пищи символизировало их единство. А вот в повседневной жизни есть чужой ложкой запрещалось.
Тот, кто ел торопясь, мог получить от хозяина замечание. Торопливость в еде, неаккуратность считались у славян одними из самых тяжелых грехов. Грехом было и сбрасывать на пол крошки (их обязательно собирали со стола, и если не ели сами, то отдавали птицам); говорить о еде плохие, оскорбительные слова.
В то же время, если наемных рабочих брали на работу, их обязательно усаживали за стол и наблюдали за тем, как они едят. Считалось, что работник, который ест много и быстро, но аккуратно, будет так и работать.