Одна из самых неоднозначных картин в мире, вызывающая множество споров — «Чёрный квадрат» Казимира Малевича. Ведь подобную картину может нарисовать любой человек — возьми линейку, карандаш, начерти четыре стороны и закрась всё это чёрной краской, делов-то на 10 минут. Но почему же тогда картина так известна? Если бы её выставили на торги, то по оценкам экспертов стоимость составила как минимум 140 млн долларов, а, скорее всего, и намного больше, ведь не случайно за картину Поля Гогена «Когда свадьба» заплатили 300 млн долларов.
По большому счёту она уже стала нарицательной, как показатель странного и неоднозначного искусства, которое тем не менее признано некоторыми искусствоведами безусловным шедевром.
Постепенно время всё расставило по своим местам, работы импрессионистов были оценены по заслугам и сейчас вызывают куда меньше споров, чем тот же «Чёрный квадрат», написанный в художественном направлении супрематизма. Не исключено, что время настоящего и безоговорочного признания «Чёрного квадрата» ещё не пришло.
Чёрный квадрат не единственный. Всего Малевич написал четыре схожие картины, то есть три авторские копии оригинала. Наиболее удачной считают именно вариант 1915 года — всё дело в интересном сочетании чёрного цвета и белых оттенков. Но есть и другие квадраты. Самый большой по размеру — 106*106 см находится в Русском музее, а самый «чёрный» — он действительно темнее всех остальных написан Малевичем в 1929 году и храниться в Третьяковке.
В случае супрематизма важна сама идея, новый художественный подход, созвучный веянию времени. Малевич призывал отказаться от фигуративности в живописи, упростить до крайности любые изображения, а супрематизм называл вершиной искусства, его финальной точкой. Да и мало какой художник мог придумать целое направление в живописи, а Малевичу это удалось.
Смысл подобного подхода был в создании нового языка в живописи, новых форм художественного восприятия. Раньше на первый план выступала фигуративность, эмоциональная составляющая картин, перспектива, смысл, заложенный художником в его полотно, элементы декоративности, красота в том виде, как её понимал художник и как готовы были воспринимать зрители.
С появлением супрематизма всё это стало неважным. Чёрный квадрат — это как буква в новом алфавите живописи, первооснова, первоисточник. Впоследствии Малевич написал «Чёрный крест» и «Чёрный круг». Чёрный крест — более сложная композиция из нескольких квадратов, и из этих «кирпичиков» художник может создавать очень сложные и необычные композиции, реализуя свой творческий замысел.
Постепенно Малевич вновь вернулся к фигуративности, но в фигуративных, более привычных картинах использовал элементы супрематизма, то есть те самые первоначальные кирпичики. «Чёрный квадрат» — это отчёт нового стиля написания картин, упрощённого и созвучного потребностям нового времени и массовой культуры. Это квинтэссенция супрематизма в понимание его основателя Казимира Малевича, именно поэтому эта картина так важна и ценна для искусствоведов.
Работы Малевича были источником вдохновения многих современных художников, архитекторов и дизайнеров одежды. Современная культура была бы иной, не придумай Малевич свой супрематизм и в этом его главная заслуга.