Ложные воспоминания – обычное явление для человека, и оно связано с особенностями работы нашего мозга. Но что справедливо для одного человека, справедливо для коллектива. И если у одного появилось ложное воспоминание, он может передать его другим.
Эффект Манделы — это ситуация, при которой у нескольких или многих людей совпадают ложные воспоминания. Иногда такие воспоминания становятся частью коллективной памяти и поп-культуры. В результате мы приписываем людям слова, которые они никогда не говорили, верим в реальность событий, которые не происходили, или путаем героев кино с их прототипами.
Большое количество примеров эффекта Манделы можно найти на постсоветском пространстве; некоторые из них связаны с политическими деятелями. Один из них — история о продаже Российской империей Аляски, которая, в памяти некоторых, состоялась при императрице Екатерине II. Сделка же была совершена в 1867 году, уже после смерти Екатерины II, когда на российском престоле был её правнук, Александр II.
Другой пример — в песне «Пять минут» многие помнят строчку «Пять минут, пять минут — это много или мало», хотя на самом деле в песне таких слов нет.
Многие люди в России приписывают фразу «Я устал, я ухожу» первому президенту России Борису Ельцину, который якобы говорил в своем президентском обращении 31 декабря 1999 года, но в действительности такой фразы из его уст не было: Ельцин сказал «Я ухожу. Я сделал всё, что мог».
Большинство тех, кто смотрел телефильм «Место встречи изменить нельзя», уверены, что главный герой Глеб Жеглов произносит в нем такую фразу: «Ну и рожа у тебя, Шарапов». Но на самом деле этой фразы нет — есть две другие: «Ну и видок у тебя, Шарапов» и «Ну и рожа у тебя, Володя».
Никита Хрущев, стучащий ботинком по трибуне ООН с обещанием «показать кузькину мать», – это тоже «эффект Манделы». Подобная сцена была в фильме Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода», но все фотографии первого секретаря ЦК КПСС с ботинком в руке – подделка.
Существует множество теорий, которые объясняют появление коллективных ложных воспоминаний.
Эффект Манделы стал известен в цифровую эпоху, когда компьютеры и интернет плотно вошли в повседневную жизнь. Распространять информацию стало намного проще, из-за чего выросла популярность разных ложных концепций. Ученые проанализировали дискуссии под 100 тыс. новостей в Twitter и пришли к следующему выводу: фейки и слухи побеждают правду в 70% случаев. Такой информационный хаос может способствовать усилению эффекта Манделы.