Премьера спектакля «За закрытыми дверями» на Ишимской сцене / Развлечения - Интересное в Ишиме - Vishime.ru
/ Регистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
...X
...X

Премьера спектакля «За закрытыми дверями» на Ишимской сцене

Премьера спектакля «За закрытыми дверями» на Ишимской сцене

Режиссёр театра «Парусоль» Михаил Денисов поставил на сцене дворца культуры «За закрытыми дверями» Жана-Поля Сартра. Премьера состоялась 2 декабря 2023 года. Написанная ровно 80 лет назад пьеса, несмотря на свой возраст, до сих пор популярна и ставится многими театрами. Она идеальна и для провинциального театра тем, что практически не требует декораций и идёт в один акт. Просто удивительно, что до сих пор ишимские зрители не видели её.


Минимализм декорационного наряда спектакля, как известно, даёт широкий простор для режиссёрской и актёрской реализации. Михаил Юрьевич применил здесь весь спектр творческих приёмов, особенно же – свои «изюминки»: выход в зрительный зал, пантомиму, тщательно продуманное музыкальное/звуковое сопровождение. В итоге поднимающий непростые философские вопросы спектакль нескучен, градус напряжённости действия не понижается, а у зрителя есть возможность размять шейные мышцы, чтобы обернуться в зал и увидеть, что каждый из сидящих в нём – потенциальный персонаж пьесы.


Конечно, для человека верующего постановка пьесы, написанной последовательным атеистом, – дело непростое. Насколько режиссёр-священник справился с этой задачей – пусть решит каждый сам, посмотрев постановку. Напомню, что литератор Сартр стал одним из «отцов-основателей» экзистенциализма, философского течения, оказавшего колоссальное воздействие на мораль и искусство ХХ века. В основе наименования этого течения лежит слово «existence» – бытие здесь-и-сейчас. Согласно атеистическому экзистенциализму, истинное бытие человека происходит в каждое мгновение его земного существования, он не должен жить ради некоего грядущего воздаяния в иной жизни, его не будет, он заброшен в этот мир помимо своей воли, но он может, более того – обязан реализовывать эту волю в ежеминутной ситуации выбора, за результаты которого отвечает сам, и таким образом он обретает свободу, которая и есть высшее достояние человека.


В пьесе «За закрытыми дверями» трое персонажей (в нашем случае в исполнении Михаила Денисова, Николая Лопаревича и Татьяны Старокоровой) оказываются в замкнутом пространстве также помимо своей воли, это условное пространство {посмертного} бытия, где человек лишён воли и свободы, и это – ад. «Ад – это другие», – неоднократно звучит со сцены, но при этом утверждается и то, что «ад внутри нас». Как же так? Видимо, я оказался невнимательным зрителем, который не смог понять, как эта дихотомия сходится в сознании драматурга. Пришлось заглянуть в книги, и выяснилось важное уточнение. Герои пьесы постоянно мучаются от отсутствия зеркал в своём новом мире. И пытаются увидеть своё отражение в другом персонаже, просят его описать своё лицо, заглядывают в зрачок. И – видят в нём отражение своих жизненных ошибок (Сартр не называет их грехами, но по сути речь идёт именно о грехе – это зависть, гнев, трусость, убийство…). И эта возможность увидеть в другом свой грех, помноженная на нераскаянность («Но я ни о чём не жалею!» – повторяют они, как заклинание, покачиваясь словно в пьяном угаре), и превращает их экзистенцию в ад. Ад без чертей, сковородок, жаровен. И именно в этом смысле ад – внутри каждого. Человек сам созидает ад в себе, распоряжаясь неверно своей свободой.


И вот здесь, конечно, режиссёр мог бы сугубо режиссёрскими средствами, не редактируя текст пьесы словами «Рай – это другие!», придать ей христианский оттенок. Ведь есть и религиозный экзистенциализм, представленный тем же Николаем Бердяевым. Есть понимание того, что через пришествие в мир Христа, принявшего облик человека, в каждом другом можно видеть икону Бога. Но… принципиальная для Сартра идея «отражения» выражена в постановке Михаила Денисова не столь выпукло, как хотелось бы.


Но движение в сторону преображения героев всё же сделано. Персонаж Коридорного (Наталья Долгих), за которым угадываются ангельские крылья, начинает играть музыку, и возвышенные контрапункты Баха вроде пробуждают в увлечённых грызнёй друг друга постояльцах адского отеля что-то светлое: образы невинного детства, чистого первого снега. Но… музыка сама по себе – не путь ко спасению. И она угасает, грызня продолжается с новой силой. А путь ко спасению остаётся неясным, оставляя зрителя наедине со своими размышлениями.


Так или иначе, данная постановка – это большое событие для театральной жизни Ишима. И я бы очень рекомендовал её посетить. Не пожалеете.

Геннадий Крамор.

Фото Генналия Камора

...XРеклама. ИП Носов Дмитрий Владимирович ИНН 550617695630, Erid: LdtCK6dCB
Источник: vk.com/gkramor
5 декабря 2023

Возврат к списку

Больше новостей: