Из цветущей степи в холодную Сибирь / Интересное - Интересное в Ишиме - Vishime.ru
/ Регистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети

Из цветущей степи в холодную Сибирь

 Из цветущей степи в холодную Сибирь

В 1943 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о ликвидации Калмыцкой автономной республики. Калмыков признали изменниками Родины. Обвинительный список был внушительным: коллаборационизм, массовое дезертирство, грабеж колхозов и совхозов, выдача фашистам советских граждан. Ранним утром 28 декабря в колымские дома вошли представители НКВД СССР. Они огласили людям страшный приговор. Началось массовое переселение колымского народа в Алтайский и Красноярский края, а также Омскую и Новосибирскую области. Операция получила кодовое название «Улусы». Всего было погружено в эшелоны 26 359 семей - 93 139 человек. Большинство депортированных – женщины, дети, старики и инвалиды. Мужчины находились на фронте.

Все мероприятия по проведению операции должны были проводиться строго в соответствии с утвержденной НКВД СССР Инструкцией. На деле же этими правилами часто пренебрегали. Перепуганных и растерянных людей зачастую привозили на пункты сбора буквально под дулам пистолета.

Испуганную людскую массу на сборных пунктах ждали американские «студебеккеры», в которых их доставили к железнодорожным станциям. Сюда подавали поезда, составленные из двухосных вагонов «теплушек» в которые загружали по 40-50 человек в каждый, разместив «арестантов» в два яруса. Уже на этом этапе жизни спецпереселенцев стояли под угрозой. В условиях транспортировки шанс выжить был у тех, кто успел собрать теплые вещи и взять продукты питания. Многие семьи, «только что поднятые с постели», оказались обречены на гибель.


Интересным является тот факт, что калмычки, состоящие в браки с русскими мужчинами, депортации не подвергались. И наоборот, русские женщины, вышедшие замуж за калмыков, должны были разделить судьбу мужа. Так, Зинаида Анжаевна Михрякова вспоминает, что ее бабушка, русская женщина 80 лет от роду, отправилась в Сибирь вместе со своим мужем. Их репрессировали из села Вознесеновке, что в семи километрах от города Элисты. Стариков не спасло даже то, что оба их сына погибли на фронте, защищая Родину от фашистов. «Бабуся умерла в первую же зиму в деревне Тёмной. Там она и похоронена в общей могиле со спецпереселенцами – калмыками». Родители Зинаиды Анжаевны – Монжеев Анжа и Манжеева Мария были выселены из того же села. На сборы семье дали 20 минут, за это время они успели взять документы, тёплые вещи и немного продуктов. Так супруги с двумя маленькими детьми и старыми родителями были доставлены на пункт сбора. «Отец говорил, что их привезли на станцию «Дивная», там погрузили в эшелоны и отправили в Сибирь».


К сожалению, дурная слава бежала быстрее «теплушек» со спецпереселенцами. Накануне прибытия калмыков среди местного населения поползли слухи о том, что в Сибирь везут «людоедов». Подобные мифы ухудшали и без того тяжелое положение депортированных калмыков, переживших ужасы двухнедельной транспортировки в товарных вагонах. Первый год «сибирской эпопеи» для калмыков стал самым тяжелым. Оторванные от родных мест, испуганные люди оказались суровой сибирской зимой, без крыши над головой, без средств к существованию. Вдобавок к этому над ними висел страшный по тем временам ярлык предателей Родины. Зинаида Анжаевна со скорбью в голосе вспоминает рассказы своих родителей о той первой сибирской зиме. «Тела умерших людей складывали под сараем. Раз в месяц приезжал оперуполномоченный НКВД и отмечал живых и умерших. Мёртвых актировали. Живые расписывались. И опять на месяц».

Зинаида Анжаевна рассказывает, что домик, в котором они жили, состоял из двух маленьких комнат. Условий не было. «Мы с мамой спали на кровати,- вспоминает пожилая женщина,- а папа с братьями на полу. Поначалу калмыков боялись. А потом сибиряки и калмыки стали дружить. Сейчас уже нет очевидцев, а вот раньше у нас здесь жила баба Фая Долгушева. Она с калмыками доила много лет. По-калмыцки научилась говорить, калмыцкие песни пела и плясала».

Конечно, на первых порах калмыки жили хуже сибиряков, но со временем переселенцы адаптировались к местным условиям жизни, преодолели языковой барьер. Благодаря советам и подсказкам местных женщин, калмычки начали собирать ягоды и сажать огороды. Неудивительными стали браки между калмыками и сибиряками. Вот и Зинаида Анжаевна вышла замуж за русского и осталась жить в Сибири, несмотря на то, что в 1956 году калмыкам, истосковавшимся по родной степи, разрешили вернуться домой.  

Все дальше и дальше уносит нас время от декабря 1943 года.  Но на Ишимской земле стоит памятник, поставленный благодарными потомками репрессированных калмыков, как память о событии, изменившем судьбу целого народа.

28 Июля 2022

Возврат к списку

Больше новостей: